Лев Толстой - Ранние повести - Юность - Страница 65
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • МОИ ЗАНЯТИЯ


    Несмотря на это, я в нынешнее лето больше, чем в другие года, сблизился
    с нашими барышнями по случаю явившейся во мне страсти к музыке. Весной к
    нам в деревню приезжал рекомендоваться один сосед, молодой человек,
    который, как только вошел в гостиную, все смотрел на фортепьяно и
    незаметно подвигал к нему стул, разговаривая, между прочим, с Мими и
    Катенькой. Поговорив о погоде - и приятностях деревенской жизни, он
    искусно навел разговор на настройщика, на музыку, на фортепьяно и,
    наконец, объявил, что он играет, и очень скоро сыграл три вальса, причем
    Любочка, Мими и Катенька стояли около фортепьян и смотрели на него.
    Молодой человек этот после ни разу не был у нас, но мне очень нравилась
    его игра, поза за фортепьянами, встряхивапье волосами и особенно манера
    брать октавы левой рукой, быстро расправляя мизинец и большой палец на
    ширину октавы и потом медленно сводя их и снова быстро расправляя. Этот
    грациозный жест, небрежная поза, встряхиванье волосами и внимание, которое
    оказали наши дамы его таланту, дали мне мысль играть на фортепьяно.
    Вследствие этой мысли, убедившись, что я имею талант и страсть к музыке, я
    принялся учиться. В этом отношении я действовал так же, как миллионы
    мужеского и особенно женского пола учащихся без хорошего учителя, без
    истинного призвания и без малейшего понятия о том, что может дать
    искусство и как нужно приняться за него, чтобы оно дало что-нибудь. Для
    меня музыка, или скорее игра на фортепьяно, была средство прельщать девиц
    своими чувствами. С помощью Катеньки, выучившись нотам и выломав немного
    свои толстые пальцы, на что я, впрочем, употребил месяца два такого
    усердия, что даже за обедом на коленке и в постели на подушке я работал
    непокорным безымянным пальцем, я тотчас же принялся играть пьесы, и играл
    их, разумеется, с душой, avec ame, в чем соглашалась и Катенька, но
    совершенно без такта.
    Выбор пьес был известный - вальсы, галопы, романсы (arranges[*]) и т.
    п., - все тех милых композиторов, которых всякий человек с немного здравым
    вкусом отберет вам в нотном магазине небольшую кипу из кучи прекрасных
    вещей и скажет: "Вот чего не надо играть, потому что хуже, безвкуснее и
    бессмысленнее этого никогда ничего не было писано на нотной бумаге", и
    которых, должно быть именно поэтому вы найдете на фортепьянах у каждой
    русской барышни. Правда, у нас были и несчастные, навеки изуродованные
    барышнями "Sonate Pathetique"[**] и Cis-moll-ная сонаты Бетховена,
    которые, в воспоминание maman, играла Любочка, и еще другие хорошие вещи,
    которые ей задал ее московский учитель, но были и сочинения - этого
    учителя, нелепейшие марши и галопы, которые тоже играла Любочка. Мы же с
    Катенькой не любили серьезных вещей, а предпочитали всему "Le Fou" и
    "Соловья", которого Катенька играла так, что пальцев не было видно, и я
    уже начинал играть довольно громко и слитно.
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz