Лев Толстой - Поздние повести - Хаджи-Мурат - Страница 69
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • В сенях еще громче и чаще, чем с вечера, слышны были" заливавшиеся
    перед светом соловьи. В комнате же нукеров слышно было равномерное шипение и
    свистение железа по камню оттачиваемого кинжала. Хаджи-Мурат зачерпнул воды
    из кадки и подошел уже к своей двери, когда услыхал в комнате мюридов, кроме
    звука точения, еще и тонкий голос Ханефи, певшего знакомую Хаджи-Мурату
    песню. Хаджи-Мурат остановился и стал слушать.
    В песне говорилось о том, как джигит Гамзат угнал с своими молодцами с
    русской стороны табун белых коней. Как потом его настиг за Тереком русский
    князь и как он окружил его своим, как лес, большим войском. Потом пелось о
    том, как Гамзат порезал лошадей и с молодцами своими засел за кровавым
    завалом убитых коней и бился с русскими до тех пор, пока были пули в ружьях
    и кинжалы на поясах и кровь в жилах. Но прежде чем умереть, Гамзат увидал
    птиц на небе и закричал им: "Вы, перелетные птицы, летите в наши дома и
    скажите вы нашим сестрам, матерям и белым девушкам, что умерли мы все за
    хазават. Скажите им, что не будут наши тела лежать в могилах, а растаскают и
    оглодают наши кости жадные волки и выклюют глаза нам черные вороны".
    Этими словами кончалась песня, и к этим последним словам, пропетым
    заунывным напевом, присоединился бодрый голос веселого Хан-Магомы, который
    при самом конце песни громко закричал: "Ля илляха иль алла" - и пронзительно
    завизжал. Потом все затихло, и опять слышалось только соловьиное чмоканье и
    свист из сада и равномерное шипение и изредка свистение быстро скользящего
    по камням железа из-за двери.
    Хаджи-Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин, и вода
    лилась из него. Он покачал на себя головой и вошел в свою комнату.
    Совершив утренний намаз, Хаджи-Мурат осмотрел свое оружие и сел на свою
    постель. Делать было больше нечего. Для того чтобы выехать, надо было
    спроситься у пристава. А на дворе еще было темно, и пристав еще спал.
    Песня Ханефи напомнила ему другую песню, сложенную его матерью. Песня
    эта рассказывала то, что действительно было, - было тогда, когда Хаджи-Мурат
    только что родился, но про что ему рассказывала его мать.
    Песня была такая: "Булатный кинжал твой прорвал мою белую грудь, а я
    приложила к ней мое солнышко, моего мальчика, омыла его своей горячей
    кровью, и рана зажила без трав и кореньев, не боялась я смерти, не будет
    бояться и мальчик-джигит".
    Слова этой песни обращены были к отцу Хаджи-Мурата, и смысл песни был
    тот, что, когда родился Хаджи-Мурат, ханша родила тоже своего другого сына,
    Умма-Хана, и потребовала к себе в кормилицы мать Хаджи-Мурата, выкормившую
    старшего ее сына, Абу-нунцала. Но Патимат не захотела оставить этого сына и
    сказала, что не пойдет. Отец Хаджи-Мурата рассердился и приказывал ей. Когда
    же она опять отказалась, ударил ее кинжалом и убил бы ее, если бы ее не
    отняли. Так она и не отдала его и выкормила, и на это дело сложила песню.
    Хаджи-Мурат вспомнил свою мать, когда она, укладывая его спать с собой
    рядом, под шубой, на крыше сакли, пела ему эту песню, и он просил ее
    показать ему то место на боку, где остался след от раны.
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz