Лев Толстой - Ранние повести - Отрочество - Страница 24
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • Он вздумал пойти в Иерусалим и передал бразды
    правления своей матери.
    - Как ее звали-с?
    - Б...б...ланка
    - Как-с? буланка?
    Я усмехнулся как-то криво и неловко.
    - Ну-с, не знаете ли еще чего-нибудь? - сказал он с
    усмешкой.
    Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все,
    что только мне приходило в голову. Учитель молчал, сметая со
    стола пыль перышком, которое он У меня отнял, пристально
    смотрел мимо моего уха и приговаривал: "Хорошо-с, очень
    хорошо-с". Я чувствовал, что ничего не знаю, выражаюсь совсем
    не так, как следует, и мне страшно больно было видеть, что
    учитель не останавливает и не поправляет меня.
    - Зачем же он вздумал идти в Иерусалим? - сказал он,
    повторяя мои слова.
    - Затем... потому... оттого, затем что...
    Я решительно замялся, не сказал ни слова больше и
    чувствовал, что ежели этот злодей-учитель хоть год целый будет
    молчать и вопросительно смотреть на меня, я все-таки не в
    состоянии буду произнести более ни одного звука. Учитель
    минуты три смотрел на меня, потом вдруг проявил в своем лице
    выражение глубокой печали и чувствительным голосом сказал
    Володе, который в это время вошел в комнату.
    - Позвольте мне тетрадку: проставить баллы.
    Володя подал ему тетрадь и осторожно положил билетик подле
    нее.
    Учитель развернул тетрадь и, бережно обмакнув перо,
    красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и
    поведения. Потом, остановив перо над графою, в которой
    означались мои баллы, он посмотрел на меня, стряхнул чернила и
    задумался.
    Вдруг рука его сделала чуть заметное движение, и в графе
    появилась красиво начерченная единица и точка; другое движение
    - и в графе поведения другая единица и точка.
    Бережно сложив тетрадь баллов, учитель встал и подошел к
    двери, как будто не замечая моего взгляда, в котором
    выражались отчаяние, мольба и упрек.
    - Михаил Ларионыч! - сказал я.
    - Нет, - отвечал он, понимая уже, что я хотел сказать ему,
    - так нельзя учиться. Я не хочу даром денег брать.
    Учитель надел калоши, камлотовую шинель, с большим тщанием
    повязался шарфом. Как будто можно было о чем-нибудь заботиться
    после того, что случилось со мной? Для него движение пера, а
    для меня величайшее несчастие.
    - Класс кончен? - спросил St.-Jerome, входя в комнату.
    - Да.
    - Учитель доволен вами?
    - Да, - сказал Володя
    - Сколько вы получили?
    - Пять.
    - A Nikolas?
    Я молчал.
    - Кажется, четыре, - сказал Володя. Он понимал, что меня
    нужно спасти хотя на нынешний день.
    Пускай накажут, только бы не нынче, когда у нас гости.
    - Voyons, messieurs! *) (St.-Jerome имел привычку ко
    всякому слову говорить: voyons) faites votre toillette et
    descendons **).
    ------------
    *) Ну же, господа! (фр.)
    **) займитесь вашим туалетом и идемте вниз (фр.).




    Глава XII. КЛЮЧИК


    Едва успели мы, сойдя вниз, поздороваться со всеми гостями,
    как нас позвали к столу.
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz