Лев Толстой - Ранние повести - Отрочество - Страница 23
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения

  • Учитель медленно положил шапку на окно, тетради на стол,
    раздвинул обеими руками фалды своего фрака (как будто это было
    очень нужно) и, отдуваясь, сел на свое место.
    - Ну-с, господа, - сказал он, потирая одну о другую свои
    потные руки, - пройдемте-с сперва то, что было сказано в
    прошедший класс, а потом я постараюсь познакомить вас с
    дальнейшими событиями средних веков.
    Это значило: сказывайте уроки.
    В то время как Володя отвечал ему с свободой и
    уверенностью, свойственной тем, кто хорошо знает предмет, я
    без всякой цели вышел на лестницу, и так как вниз нельзя мне
    было идти, весьма естественно, что я незаметно для самого себя
    очутился на площадке. Но только что я хотел поместиться на
    обыкновенном посте своих наблюдений - за дверью, как вдруг
    Мими, всегда бывшая причиною моих несчастий, наткнулась на
    меня. "Вы здесь?" - сказала она, грозно посмотрев на меня,
    потом на дверь девичьей и потом опять на меня.
    Я чувствовал себя кругом виноватым - и за то, что был не в
    классе, и за то, что находился в таком неуказанном месте,
    поэтому молчал и, опустив голову, являл в своей особе самое
    трогательное выражение раскаяния.
    - Нет, это уж ни на что не похоже! - сказала Мими. - Что вы
    здесь делали? - Я помолчал. - Нет, это так не останется, -
    повторила она, постукивая щиколками пальцев о перила лестницы,
    - я все расскажу графине.
    Было уже без пяти минут три, когда я вернулся в класс.
    Учитель, как будто не замечая ни моего отсутствия, ни моего
    присутствия, объяснял Володе следующий урок. Когда он, окончив
    свои толкования, начал складывать тетради и Володя вышел в
    другую комнату, чтобы принести билетик, мне пришла отрадная
    мысль, что все кончено и про меня забудут.
    Но вдруг учитель с злодейской полуулыбкой обратился ко мне.
    - Надеюсь, вы выучили свой урок-с, - сказал он, потирая
    руки.
    - Выучил-с, - отвечал я.
    - Потрудитесь мне сказать что-нибудь о крестовом походе
    Людовика Святого, - сказал он, покачиваясь на стуле и
    задумчиво глядя себе под ноги. - Сначала вы мне скажете о
    причинах, побудивших ко, роля французского взять крест, -
    сказал он, поднимая брови и указывая пальцем на чернильницу, -
    потом объясните мне общие характеристические черты этого
    похода, - прибавил он, делая всей кистью движение такое, как
    будто хотел поймать что-нибудь, - и наконец влияние этого
    похода на европейские государства вообще, - сказал он, ударяя
    тетрадями по левой стороне стола, - и на французское
    королевство в особенности, - заключил он, ударяя по правой
    стороне стола и склоняя голову направо.
    Я проглотил несколько раз слюни, прокашлялся, склонил
    голову набок и молчал. Потом, взял перо, лежавшее на столе,
    начал обрывать его и все молчал.
    - Позвольте перышко, - сказал мне учитель, протягивая руку.
    - Оно пригодится. Ну-с.
    - Людо... кор... Лудовик Святой был... был... был... добрый
    и умный царь...
    - Кто-с?
    - Царь.
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz