Лев Толстой - Библиография - Страница 8
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • мысли, которые имеют огромные последствия -- всегда просты,-- говорит один из главных героев романа.-- Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто" (12, 293--294).
    Возвысившись до постановки проблем общечеловеческого значения, главные герои "Войны и мира" остаются людьми своего времени, своей среды, ищут и находят конкретные пути служения деятельному добру. В этом их коренное отличие от предшествовавших им героев русской литературы, известных под именем "лишних людей".
    В отличие от героинь Пушкина, Тургенева, идущих по пути самоотречения (Татьяна Ларина, Лиза Калитина), Наташа Ростова живет деятельной и счастливой жизнью. Т. поставил эту героиню не только в центр важнейших сюжетно-фабульных "узлов" романа, но и, прозревая ее будущее, указал в эпилоге произведения на то, что Наташе уготована судьба жены сосланного декабриста, каким предстоит стать Пьеру Безухову (по замыслу).
    На страницах "Войны и мира" живут, вступая между собой в сложные взаимоотношения, лица "совершенно вымышленные", как их называл сам Т., а также лица исторические. И каждого из них автор проверяет эпохой 1812 г., выясняя их отношение к общенародному, общенациональному делу спасения родины от иноземных захватчиков. Кроме этого -- главного -- критерия оценки персонажей, здесь проступает сложная шкала нравственных ценностей, в соответствии с которой Наполеон вызывает к себе отрицательное отношение. В критической литературе о романе до сих пор бытует мнение, что его образ "не соответствует" историческому Наполеону. Напр., Эрнест Хемингуэй и Морис Дрюон полагали, что образ французского императора на страницах "Войны и мира" написан не Толстым-художником, а Толстым -- офицером русской армии (Литературное наследство.-- М., 1965.-- Т. 75. -- С. 158--159, 178). Однако освещение Наполеона у Т. опирается на традицию, сложившуюся в русской литературе задолго до "Войны и мира". К наполеоновской теме обращались Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Герцен. "Системы у него не было никакой,-- писал о Наполеоне Герцен,-- добра людям он не желал и не обещал. Он добра желал себе одному, а под добром разумел власть" (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т.-- М., 1956.-- Т. XI.-- С. 121 -- 122 и др.). В этой характеристике легко увидеть черты толстовского образа Наполеона. Интересно, что в Германне из "Пиковой дамы" Пушкина и в Чичикове из "Мертвых душ" Гоголя отмечено своеобразное сходство с Бонапартом.
    Недовольство толстовским "разоблачением" Наполеона в "Войне и мире" было высказано: не только критиками и писателями, но и историками. Но Т. убежденно и смело шел в открытое наступление против того раболепного отношения к Наполеону, с которым он встретился в книгах французских историков-бонапартистов (А. Тьер и др.) и русских официальных историков, писавших сочинения об Отечественной войне 1812 г. "по высочайшему повелению" (М. Богданович и др.).
    Характеризуя свою работу над "Войной и миром", Т.
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz