Лев Толстой - Библиография - Страница 13
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • Позднее этот род произведений -- по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,-- займет большое место в его творчестве.
    В эти и последующие годы Т. пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. Ленин, высоко оценив толстовскую критику казенной церкви и догматического богословия, указал в то же время на то, что она соединялась у писателя с проповедью новой, очищенной религии, наносившей прямой вред делу освободительной борьбы.
    В середине 80 гг. Т. и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины, вытеснявшие с книжного рынка примитивные лубочные издания. Первым из произведений Т., напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. По поводу рассказа "Чем люди живы" В. В. Стасов писал Т.: "...Язык выработался у вас до такой степени простоты, правды и совершенства, какую я находил еще только в лучших созданиях Гоголя" (Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка, 1878--1906 -- М., 1929.-- С. 61). С народными рассказами Т. тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы", написанная в 1886 г. "Я раньше объявил, что буду писать для народа,-- заявил Толстой,-- и "Власть тьмы" я писал для народа" (Русанов А. Г. Воспоминания о Л. Н. Толстом.-- Воронеж, 1937.-- С. 162). Во "Власти тьмы" запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
    Т. добивался, чтобы его народные рассказы и пьесы были не только общедоступными по форме, но и заключали в себе "доброе" содержание, соответствовавшее вероучению писателя. Отсюда -- глубочайшие противоречия, заложенные в самой их основе. Суровое обличение гнета, насилия, общественной лжи и фальши нередко соединяется в них с призывами к незлобию, всепрощению. Правдивые картины жизни бедноты, обличение богатых сочетаются с проповедью покорности судьбе и христианской любви.
    В 80 гг. появились повести Т. "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"). Они поразили читателей соединением глубочайшего психологизма с обличительным пафосом, направленным против мира имущих. "Смерть Ивана Ильича" потрясла читателей изображением внутреннего мира ничем не примечательного человека, средней руки чиновника, полагавшего, что он устроил свою жизнь "приятно и прилично", что она "одобряема обществом" и начальством. Неизлечимая болезнь и страх перед близким концом заставляют его прозреть и понять, что "приличная, веселая, приятная жизнь", которую он вел, ужасна своей пустотой, фальшью, полной бездуховностью.
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz