Лев Толстой - Библиография - Страница 6
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • говорит: "Мы, русские, вообще не умеем писать романов в том смысле, в котором понимается этот род сочинений в (Англии) Европе. Я не знаю ни одного художественного русского романа, ежели не называть такими подражания иностранным. Русская (литература) художественная мысль не укладывается в эту рамку и ищет для себя новой. Предлагаемое сочинение, ежели имеет какие-нибудь достоинства, то так же, как и другие подобные русские сочинения, не подходит по своему содержанию ни под понятие повести, ни еще менее под понятие романа" (13, 55). Мысль о жанровой новизне своего произведения Т. подробно обосновал в статье "Несколько слов по поводу книги "Война и мир" (1868). Он говорит здесь: "История русской литературы со времени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от "Мертвых душ" Гоголя и до "Мертвого дома" Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести" (16, 7). Среди современников Т. одним из первых, кто смог верно оценить значение "Войны и мира" и определить ее художественное своеобразие, был Тургенев. Рекомендуя "Войну и мир" зарубежным читателям, Тургенев писал: "...Это -- великое произведение великого писателя,-- и это подлинная Россия" (Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Соч.-- М.; Л., 1967.-- Т. XV.-- С. 188). В предисловии к переводу раннего толстовского рассказа "Два гусара" на французский язык Тургенев назвал "Войну и мир" произведением и оригинальным и обширным, соединяющим в себе вместе эпопею, исторический роман и очерк нравов" (Там же.-- Т. XV.-- С. 107). На страницах "Войны и мира" объединяется громадный и разноликий материал. Здесь сопрягаются, образуя органическое единство, картины исторической и семейно-бытовой, общей и частной жизни. Перед глазами читателя проходят, не заслоняя друг друга, более шестисот персонажей. Действие романа длится свыше пятнадцати лет. Для успеха работы над произведением, подчеркивал Т., необходимо, чтобы художник любил в нем главную мысль. В "Войне и мире", по признанию писателя, он "любил мысль народную" (Дневники С. А. Толстой: В 2 т.-- М., 1978.-- Т. 1.-- С. 502). А в ранних рукописях эпилога романа есть такое признание автора: "Я старался писать историю народа" (15, 241). "Мысль народная? положена Г. в основу характеристики и оценки героев произведения, исторических событий и исторических деятелей. Выражая мнение народное, писатель страстно осуждает несправедливые, захватнические войны и славит героев священной, освободительной войны, ведя которую народ отстаивает национальную независимость своей родины.
    Отвергая трактовку Отечественной войны 1812 г. как войны Наполеона I и Александра I, Т. указывал, что, кроме уязвленных самолюбий двух императоров, были "миллионы миллионов других причин" (11, 7). Среди них были большие и мелкие, общие и частные, государственные и личные.
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz