|
|
Кавказские военные рассказы писателя ("Набег", "Рубка леса", "Разжалованный") и рассказы о Севастопольской обороне поразили читателей не только суровой правдой о войне, но и смелым обличением офицеров-аристократов, явившихся в действующую армию за чинами, рублями и наградами. В "Утре помещика" и "Поликушке" трагедия русской дореформенной деревни показана с такой силой, что для честных людей становилась еще более очевидной (безнравственность крепостничества.
Севастопольские рассказы утверждают в толстовском творчестве народно-героическую тему. В них Т. выступил глубоким психологом, тонким мастером изображения "диалектики души" человека, что было отмечено Чернышевским (Чернышевский Н. Г.-- Т. III.-- С. 423). Изображая душевные переживания своих героев в трудные или даже опасные моменты их жизни, писатель раскрывал весь психологический процесс, с переходами одного чувства в другое, с быстрой и порою бессвязной переменой и путаницей мыслей. Так построены, напр., внутренние монологи офицера Праскухина в рассказе "Севастополь в мае".
Оценивая раннее творчество Т., нередко приходится прибегать к слову "впервые". Так, в повести "Два гусара" писатель впервые в своей литературной деятельности дал чудесно написанный женский портрет. Героиня повести, юная Лиза, привлекает своей способностью "радоваться жизни", чистой совестью, деятельным характером. В "Двух гусарах" речь идет о той поре, "когда не было еще ни железных дорог, ни газового, ни стеаринового света", о "времени 1800-х годов". Работая над этой повестью, писатель впервые обратился к эпохе "Войны и мира".
Повесть "Казаки" (1863), завершившая первое десятилетие литературной деятельности Т., обратила на себя внимание свежестью и яркостью красок, особой приподнятостью и звучностью тона. Картины жизни ее героев, их цельные характеры писатель связал с особенностями истории гребенского казачества, не знавшего тягот крепостного строя. "Казаки" воспринимаются как эпическое повествование о трудной, но вольной народной жизни. В этом произведении писатель сделал попытку соединить форму романа с эпопеей, поместив типичного толстовского героя, рефлектирующего, недовольного собой молодого дворянина Оленина, в народную среду, жившую полнокровной, самобытной, близкой к природе жизнью. Казачья станица отвергает Оленина как чужого и чуждого ей человека. Его роман с молодой казачкой -- красавицей Марьяной -- оборвался в самом начале. Сложным является отношение к казацкой жизни и у Оленина.
Критики недооценили повесть "Казаки", увидев в ней лишь повторение сюжетных мотивов поэмы Пушкина "Цыганы" и романа Лермонтова "Герой нашего времени". Но "Казаки" явились для автора этапным произведением, вплотную приведшим его к созданию большого эпического полотна о судьбах родины и народа в эпоху наполеоновских войн.
К этому времени на долгие годы устанавливается порядок жизни Т., его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
В одном из незавершенных предисловий к "Войне и миру" (1863--1869) Т.
|
|
|
|
|
|
|