Лев Толстой - Библиография - Страница 17
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • И в окончательной редакции "Воскресения" писатель говорит о них как о людях очень высокой нравственности, посвятивших себя делу освобождения народа. "Человек из народа" Катюша Маслова выходит замуж за революционера Симонсона. Этим событием определено все ее будущее. Из эпилога романа ничего нельзя узнать о будущем Нехлюдова. Однако Т. как бы пообещал читателям написать продолжение романа: "Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее" (32, 445).
    Т. надеялся, что его роман найдет путь к миллионам читателей. "Я все пишу свое совокупное -- многим -- письмо в "Воскресении",-- сообщал он друзьям в декабре 1898 г., когда работа над романом заканчивалась (71, 515). Самым близким его сердцу было тогда "желание иметь своим читателем большую публику, рабочего, трудящегося человека и подвергнуть свои мысли его решающему суду". Этот читатель, говорил Т., "составляет везде 9/10 всего человечества" (72, 473). Роман "Воскресение", став одним из наиболее выдающихся произведений русской и мировой литературы на рубеже двух веков, упрочил всесветную славу его автора.
    Прогрессивная критика быстро и точно определила значение последнего романа Т. А. А. Блок увидел в нем "завещание уходящего столетия новому" (Б л о к А. А. Записные книжки.-- М., 1965.-- С. 114). Р. Роллан назвал "Воскресение" "одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании" (Роллан Р. Собр. соч.-- Л., 1933.-- Т. XIV.-- С. 290), а А. В. Луначарский -- "социально-гениальнейшим романом" (Литературное наследство.-- М., 1961.-- Т. 69.-- С. 418).
    В нач. 900 гг. в жизни Т. произошло событие, о котором писала печать всего мира: Святейший Синод отлучил его от православной церкви, прибавив его имя к перечню "еретиков", вероотступников, "служителей дьявола". Но "отлучение" от церкви не произвело на Т. особого впечатления: когда петербургский митрополит Антоний пытался найти пути для примирения писателя с официальной церковью, Т. ответил: "О примирении речи быть не может".
    В последнее десятилетие жизни писатель занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. С исключительным увлечением он работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896--1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" -- европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. Оба эти властителя, а также их ставленники, используя любые средства, разжигали национальную рознь и ненависть. Т. называет "двумя главными противниками той эпохи" не народы -- русских и горцев, а "Шамиля и Николая". От войны страдали и горцы разоряемых аулов, и простой, незлобивый человек -- русский солдат Петр Авдеев. Жертвой ее становится и главный герой повести, который дорог автору тем, что "отстаивает жизнь до последнего". В это же время Т. создает одну из лучших своих пьес -- "Живой труп". Ее герой -- добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью! Как крик души писателя прозвучала написанная в 1908 г.
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz