Лев Толстой - Библиография - Страница 16
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • Размышляя над противоречиями натуры своего героя, Т. записал в дневнике 1895 г.: "...Думал о двойственности Нехлюдова. Надо это яснее выразить". В романе это выражено с полной ясностью не только в рассуждениях о том, что в душе Нехлюдова жили два человека -- духовный и животный, но и в глубоком анализе борьбы между ними. В нем, "как и во всех людях, было два человека",-- утверждает Т. "Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди" (32, 194). Однако из суждений писателя о "текучести" человека вовсе не следует, что он отказывался от четкой нравственной оценки изображаемых людей. Пафос этих суждений направлен против теории прирожденной преступности, которая в то время, когда развертывается действие романа, принималась "за последнее слово научной мудрости". Рассказывая историю жизни главной героини романа, писатель говорит, что это была самая обыкновенная история. Точно так же, как Катюша Маслова, гибли сотни других девушек, принадлежавших к "низам" общества. Судьбу Катюши определили два пережитых ею "душевных переворота": один был вызван подлым поступком Нехлюдова, отбросившим ее на самое "дно" жизни, а другой произойдет с нею тогда, когда по дороге на каторгу она встретит людей, которым поверит и которые помогут ее духовному возрождению. В тюрьме и по дороге в Сибирь Катюша с глубокой болью и горечью воспринимала жестокое отношение начальства к арестантам. На вопрос Нехлюдова -- что она думает о положении народа? -- Катюша отвечает: "Я думаю, обижен простой народ... очень уж обижен простой народ". Ее симпатии привлекли к себе политические ссыльные: "Она очень легко и без усилий поняла мотивы, руководившие этими людьми, и, как человек из народа, вполне сочувствовала им. Она поняла, что люди эти шли за народ против господ..." Общение с ними "открыло ей такие интересы в жизни, о которых она не имела никакого представления" (32, 367). Под благотворным влиянием этих, по ее словам, "чудесных людей" Катюша вновь обретает веру в жизнь и добро, в возможность счастья. Подобно автору "Воскресения", кн. Нехлюдов проникся чувством уважения к "политическим", когда познакомился с ними и убедился в том, что "среди них считались обязательными не только воздержание, суровость жизни, правдивость, бескорыстие, но и готовность жертвовать всем, даже своею жизнью, ради общего дела" (32, 375). Известно, что автор "Воскресения" не был сторонником революционного метода общественного переустройства, но, как верно говорит М. Горький, писателю "пришлось признать и почти оправдать в "Воскресении" активную борьбу" (История русской литературы.-- С. 4). В четвертой и особенно в пятой редакциях "Воскресения" (всего их было шесть) автор романа открыто указывал на причины, заставлявшие революционеров-народовольцев прибегать к крайним способам борьбы с самодержавием. "Если они убивали,-- писал Т.,-- то они делали необходимое дело", как солдаты на войне, однако у них "мотивы были выше -- благо народа" (33, 243).
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz