Лев Толстой - Библиография - Страница 4
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • -- повести "Детство" и "Отрочество", кавказские и севастопольские военные рассказы, "Утро помещика" -- свидетельствовали, что в русскую литературу пришел новый большой художник. Читатели и критики поверили в это раньше, чем сам Т., подписывавшийся Л. Н. и Л. Н. Т. Н. Г. Чернышевский подчеркнул стремительное расширение тематики его творчества: "Почти в каждом новом произведении он брал содержание своего рассказа из новой сферы жизни" (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.-- М., 1948.-- Т. IV.-- С. 661).
    По замыслу автора, "Детство", "Отрочество" и "Юность", а также повесть "Молодость", которая, однако, не была написана, должны были составить роман "Четыре эпохи развития". Показывая ступень за ступенью становление характера Николая Иртеньева, художник-реалист тщательно исследует, как воздействовала на его героя среда -- сначала узкий семейный мирок, а затем все более широкий круг его новых знакомых, сверстников, друзей, соперников. В первом же завершенном произведении, посвященном ранней и, как утверждал Т., лучшей, самой поэтической поре человеческой жизни -- детству, он с глубокой грустью пишет о том, что между людьми воздвигнуты жесткие преграды, разъединяющие их на множество групп, разрядов, кругов и кружков. У читателя не остается сомнений, что юному герою Т. будет не легко найти место и дело в мире, живущем по законам отчуждения и социального неравенства. Дальнейший ход повествования подтверждает это предположение. Особенно трудной порой для Иртеньева оказалось отрочество. Рисуя эту "эпоху" в жизни героя, писатель решил "показать дурное влияние" на Иртеньева "тщеславия воспитателей и столкновения интересов семейства" (2, 243). В сценах университетской жизни Иртеньева из повести "Юность" с симпатией обрисованы его новые знакомые и друзья -- студенты-разночинцы, подчеркнуто их умственное и нравственное превосходство над героем-аристократом, исповедовавшим кодекс человека comme il faut (светского человека -- франц.).
    Искреннее стремление молодого Нехлюдова, выступающего главным героем в рассказе "Утро помещика", облагодетельствовать своих крепостных крестьян выглядит наивной мечтой недоучившегося студента, который впервые в жизни увидел, как тяжко живет его "крещеная собственность". Высоко оценив трезвый реализм "Утра помещика", Чернышевский писал: "...Граф Толстой с замечательным мастерством воспроизводит не только внешнюю обстановку быта поселян, но, что гораздо важнее, их взгляд на вещи. Он умеет переселяться в душу поселянина,-- его мужик чрезвычайно верен своей натуре,-- в речах его мужика нет прикрас, нет риторики, понятия крестьян передаются у графа Толстого с такой же правдивостью и рельефностью, как характеры наших солдат... В крестьянской избе он так же дома, как в походной палатке кавказского солдата" (Чернышевский Н. Г.-- Т. IV.-- С. 682).
    В самом начале писательского пути Т. в его творчество властно вторгается тема разобщения людей. В трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность" отчетливо выявлена этическая несостоятельность идеалов светского человека, аристократа "по наследству".
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz