Лев Толстой - Библиография - Страница 14
  • В начало
  • Библиография
  • Ранние повести
  • Поздние повести
  • Малоизвестные произведения
  • В "Холстомере", "Смерти Ивана Ильича" Т. употребил художественный прием своеобразной ретроспекции: сначала в них рассказывается о финале жизненной судьбы главных героев, а уже затем, в свете конца изображается вся их предшествующая жизнь. Этот прием используется писателем и в повести "Крейцерова соната" (1887--1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889--1890) и повести "Отец Сергий" (1890--1898) остро ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
    На основе социального и психологического контраста строится повесть Т. "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Т. написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения", которую Горький ценил столь же высоко, как "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизора" Гоголя. В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
    Комедия "Плоды просвещения", остропроблемные повести и рассказы 80--90 гг., а также статьи и трактаты "позднего" Т., посвященные самым больным вопросам современности, объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных,, противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,-- писал Т. в 1892 г.,-- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,-- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Т.-- роман "Воскресение" (1889--1899).
    Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман Т. от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, редкое умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Т. сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина".
    Эпичность "Войны и мира" (судьба народа и родины как главный предмет изображения) и романная форма "Анны Карениной" (судьба главной героини в основе сюжета произведения) соединились в "Воскресении", образовав оригинальную художественную форму романа "большого захвата", "большого дыхания", как называет ее Т. в письмах и дневниковых записях. Сближает эти произведения и сходство их главных героев. Пьер Безухов и Андрей Болконский, Константин Левин и Дмитрий Нехлюдов -- главный герой "Воскресения" -- наиболее близки автору из всех действующих в его романах лиц. Т. нередко "поручает" им высказать свои взгляды на те или иные события, оценить мысли и чувства, слова и поступки современников. Каждому из них присущи важнейшие качества толстовского положительного героя: богатство внутреннего мира, высокий уровень нравственных требований к себе и другим, стремление на деле осуществить принципы деятельного добра, поиски путей к сближению с народом, в ком они видят решающую силу исторического развития и перед кем считают себя в неоплатном долгу за привилегии, которыми пользовался их дворянский класс в течение многих столетий.
    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    ..:.:.:: © 2010 ::.:.:..
    Hosted by uCoz